Как снять кулер с платы. Как разобрать и почистить от пыли кулер компьютера и ноутбука

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Приветствую вас друзья на своем сайте, сегодня поговорим про кулер. Можно сказать, что каждый пользователь персонального компьютера знает, что такое кулер и почти каждому пользователю пришлось снять кулер для очистки от пыли или установить новую. Рассмотрим процесс как снять кулер, как установить кулер и процессор.

Кулер-это радиатор предназначены для охлаждения нагреваемые устройство. Она состоит из тонких металлических пластинок и вентилятора.

При нагрузке процессора пластины нагреваются, поток воздуха направляемая вентилятором охлаждает эти пластины за счет чего предотвращает нагрев системы.

Кулеры бывают разные: шумные, бесшумные, слабый, мощный. В основном качество кулера оценивают по уровни шума. Хорошим кулером считают тот кулер у которой уровень шума колеблется в диапазоне 20 децибел, это как слушать человека, говорящий шепотом на расстоянии 1 метр от вас.

Процесс снятие кулера

Данная статья будет полезна особенно новичкам, при чистке кулера от пыли, которая необходима произвести хотя бы один раз в месяц и при замене термопасты.

Перед тем как приступить необходимо полностью отключить процессор от источника питания. У каждого системного блока сбоку есть съемная крышка, откручиваем на задний панели два винтика и снимаем крышку.

Как мы говорили выше кулеры бывают разные не только по мощности и комфорта но и по внешности. Некоторые модели крепится на материнскую плату при помощи одной защелке, а другие сидят на четырех ножках смотрим картинку ниже

В моем случае кулер крепится на одним защелка. Аккуратно снимаем кулер и отсоединяем провода. В частности, при снятии кулера процессор находящиеся под ней прилипает и снимается вместе с кулером.

Отделяем процессор от кулера аккуратно без резких движений. Следите за тем чтобы ножки на процессоре ни в коем случае не деформировались, противном случае компьютер не включится.

А сейчас необходимо очистить кулер от пыли. Для этого нам понадобится кисточка или сжатый воздух. Еще нужно проверить термопасту на кулере, если она совсем сухая, то необходимо ее сменить на новый во избежание перегрева системы.

Процесс установки кулера

Первую очередь нужно установить процессор. Здесь нужно быть внимательным и очень осторожным. У процесса и у гнезда процессора есть маркировки чтобы правильно поставить процессор на место. Смотрим на картинку

Поднимаем ручник под 90 градусов, вставим процессор и опускаем ручник на прежнее положение.

Не в коем случае не давите на процессор, в противном случаи, вы деформируете микро-ножку на процессоре. Если по какой-то причине вы деформировали ножку, не нужно паниковать мы постараемся поправить его на прежнее место. Берем процессор и смотрим на тот ряд ножек где мы произвели деформации, и постараемся сделать так, что ножка не выпиралось из ряда остальных ножек. Такой процесс производим и с другой стороны. Если вы не поняли в чем речь пишите комментариях.

Всё теперь процессор мы поставили на место. А сейчас необходимо поставить кулер фиксируя процессор центре у кулера.

Если вы все сделали правильно кулер садится плавно. При установке кулера ни в коем случае не давите иначе процессор получает повреждения.

Последний конечный штрих подключаем провода к вентилятору на прежней разъем.

Вот и все друзья, теперь у вас в руках есть грамотная инструкция как снять кулер, как установить кулер и процессор.

Если у вас что-то не получается или возникли какие-то вопросы, пишите в комментариях. Надеюсь информация была полезной до новых встреч пока!

Увеличение акустического шума, исходящего из системного блок компьютера обычно связано с нарушением работы вентиляторов (кулеров) охлаждения процессора, видеокарты или установленных в корпусе системного блока. Сначала шум появляется в момент включения компьютера и через пару минут исчезает. Шум пропадает, так как смазка на оси крыльчатки от ее вращения разогревается, делается более жидкой и проникает в подшипник. Но со временем шум становится постоянным, так как вся смазка израсходовалась. Если появился шум, необходимо срочно смазать подшипник кулера, иначе он износится и придется заменять кулер новым .

Смазывать подшипники кулера нужно машинным маслом. Пробуя разные смазочные материалы, опытным путем я нашел лучшую для подшипников кулеров смазку заводского или самостоятельного приготовления. Если нет под рукой никакого масла, то сгодится пара капель моторного масла, взятая со щупа проверки уровня масла в двигателе автомобиля.

Смазка подшипников качения (шариковые) и скольжения кулера не всегда приводит к успеху, если шум идет из-за физического износа оси, втулки, обоймы и шариков. В этом случае добиться положительного результата получится только на короткое время. Если же кулер шумит или медленно вращается (кстати, одна из причин замедления быстродействия компьютера и зависания в целом в результате перегрева процессора) из-за высыхания или запустения смазки, то новая смазка продлит срок эксплуатации кулера, как минимум вдвое.

Как разобрать кулер компьютера

Кулеры, установленные для охлаждения процессора, блока питания, видеокарты по конструкции устроены одинаково. Только отличаются способом крепления, габаритными размерами и производительностью. Поэтому разбираются и смазываются любые, установленные в компьютере кулеры по одинаковой технологии.

Чтобы смазать кулер его необходимо снять с радиатора и разобрать. Без снятия кулер смазать невозможно, так как сторона доступа к месту смазки обычно прижата к радиатору. На радиатор процессора кулер зачастую крепится на защелках, которые на первый взгляд незаметны. Об одном из распространенных вариантов крепления кулера на радиатор процессора можете почитать в статье «Как снять кулер с радиатора процессора» .

Чтобы разобрать кулер для смазки, нужно со стороны, к которой подходят провода, аккуратно отклеить этикетку, которая приклеена липким слоем. Отдирать ее, чтобы не повредить, следует медленно.

В некоторых образцах кулеров установлена резиновая пробка. Для того чтобы ее вынуть, нужно поддеть пробку за край острым инструментом и извлечь. Это легко сделать, так как пробка просто вставлена с натягом.

Крыльчатка в корпусе кулера удерживается плоской пластиковой разрезной шайбой, зафиксированной в проточке оси. Для того, чтобы вынуть крыльчатку для смазки подшипника эту шайбу нужно снять.

Извлекать шайбу надо очень осторожно двумя инструментами. Разрез на глаз незаметен и нужно иглой, слегка надавливая, вести по кругу шайбы, пока не зацепите за место разреза. Маленькой отверткой прижимаете шайбу рядом с местом разреза с одной стороны, а шилом или иголкой поддеваете за другую сторону от места разреза и извлекаете по кругу шайбу с паза.

Делать эту операцию надо осторожно, чтобы не поломать и не потерять шайбу. Случается она улетает и приходится долго искать. Без этой шайбы кулер работать не сможет, так как крыльчатка не будет закреплена.


Извлекается резиновое колечко и вынимается крыльчатка. С ее оси снимается еще одно резиновое колечко.

У давно работающего кулера резиновые колечки могут быть полностью истерты и на месте их установки остались только продукты износа. К сожалению, такие резиновые колечки как запчасти не продаются, а без них даже смазанный подшипник кулера может издавать шум из-за продольного смещения оси крыльчатки во время работы. Если есть старые кулеры, можно попробовать колечко снять с них, может они уцелели. Обычно большему износу подвергается резиновое кольцо, установленное у фиксирующей шайбы, так как при работе кулера все давление ложится на него.

Как смазать кулер

Прежде, чем наносить графитную смазку на поверхности подшипника кулера нужно салфеткой, смоченной любым растворителем, удалить старую смазку и продукты износа подшипника, особенно тщательно из отверстия втулки подшипника. Тонким слоем на трущиеся части подшипника кулера наносится свежая графитная смазка, и кулер собирается в обратном порядке.

Если этикетка порвалась или не хочет прилипать, то скорее всего на поверхность корпуса кулера попала смазка. Нужно удалить ее растворителем. Если наклейка порвалась или клейкий слой потерял клеящие свойства, то вместо нее можно наклеить скотч, чтобы защитить подшипник от попадания пыли.

Графит сам по себе является смазкой потому, что его кристаллы чешуйчатые и плотно покрывают поверхность тонким слоем. Масло выполняет скорее связующую графит функцию. Нанесение самостоятельно изготовленной графитной смазки на изнашивающиеся поверхности подшипника, в сочетании синтетического машинного масла и графита обеспечит длительный срок работы кулера без замены и технического обслуживания.

Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

Для приготовления графитной смазки нужно взять несколько капель синтетического машинного масла и добавить в него порошок графита. Тщательно перемешать до однородной массы. Должна получиться графитная смазка густой консистенции.

Графит для приготовления смазки кулера можно получить, сточив об мелкую наждачную бумагу грифель простого карандаша, или щетки от коллекторного электродвигателя. Некоторые щетки сделаны из смеси графита и угля. Поэтому если Вы не уверены, что щетка графитная, то лучше такую щетку не использовать. Конечно, лучше всего применять для смазки графитную промышленного изготовления.

Из чего изготовить разрезную пластиковую шайбу
Где найти для замены резиновое кольцо

По электронной почте мне пришло письмо, в котором посетитель сайта Василий поделился своим опытом ремонта кулеров. Его советы мне понравились, полагаю, что они пригодятся многим, кто столкнется с ремонтом кулера.

✔ Если потерялась или поломалась разрезная пластиковая шайба, то её можно сделать из пластиковой карты проездного билета, главное подобрать карту подходящей толщины. Подойдут и визитки, которые изготовлены из такого же материала.

✔ Если рассыпалось, порвалось или потерялось резиновое кольцо, то его донором может послужить газовая зажигалка. Подходящее по размеру резиновое кольцо в ней есть под клапаном. В разных моделях зажигалок кольцо разной толщины, так что надо подобрать подходящее. Если попалось кольцо толще, чем надо, то его нужно установить на низ оси крыльчатки, а под фиксирующую шайбу подложить то, что ранее стояло на оси крыльчатки снизу.

Нашёл в своих железках пару стареньких вентиляторов и решил разобрать их, чтобы посмотреть как они устроены. К тому же раньше никогда ещё не доводилось разбирать такие вентиляторы полностью. Всё время ограничивался обычным отклеиванием наклейки, выниманием пробки и доливанием пары капель масла на подшипник. Оба эти вентилятора из двух разных блоков питания, один на 120 мм, второй 80 мм. Но и на корпус системного блока крепят точно такие же, для нагнетания в него холодного воздуха или же для откачки горячего. Так что на примере этих, вы сможете провести профилактику своим вентиляторам.

Думал сделать обзор на оба вентилятора, как никак маленькому вентилятору около 15 лет, но в последствии выяснилось что конструкция у них практически одинаковая. Отличия заметны разве что в размере и форме корпуса, крыльчатки и платы двигателя. Поэтому опишу процесс разборки на большом вентиляторе (120мм).

Для начала отклеиваем наклейку, под которой прячется резиновая пробка.

Отвёрткой или чем то острым, подковыриваем и вынимаем пробку.

Под пробкой виднеется металлическая ось крыльчатки, на которую одета разрезная, белая, пластиковая стопорная шайба. Если её плохо видно из-за старой смазки, то протрите её ватной палочкой.

Вставляем узенькую отвёртку в разрез стопорного кольца и поворачиваем на 90 градусов чтобы кольцо раздвинулось. После чего поддеваем отвёрткой кольцо и снимаем его с оси крыльчатки. Во время этого процесса, шайба может запросто выстрелить и укатиться куда нибудь, как правило в самое труднодоступное место, под стол, диван, плинтус и т.д.

После извлечения стопорного кольца, снимаем с оси резиновое колечко.

Теперь без особых усилий можно отделить крыльчатку от рамки, при этом её слегка будут удерживать магниты, которые вмонтированы в корпус крыльчатки.

Снимаем ещё одно резиновое кольцо, с основания оси крыльчатки.

На этом можно сказать, разборка завершена. Очищаем всё от пыли и старой смазки.

Собственно, сама рамка с двигателем.

Так же тщательно очищаем латунную гильзу двигателя от грязи и старой смазки. При желании можете снять плату с обмотками двигателя, правда для чистки и смазки это не обязательно. В моём случае она легко снялась с обоих вентиляторов, но под платой я обнаружил следы клея. Так что возможно у вас так просто не получится её снять.

Собираем всё в обратной последовательности. Резиновые кольца на дно и сверху.

Стопорное кольцо удобно осаживать пинцетом сразу с обоих сторон.

Если вентилятор у вас сильно изношен (шумит, стучит, дребезжит при работе) то лучше сразу заменить такой вентилятор на новый. В противном случае, смажьте ось крыльчатки густой смазкой (солидол и т.д.) перед установкой её на двигатель. У меня же этот вентилятор относительно новый, поэтому я собрал его, а уже потом смазал моторным маслом ибо оно жидкое и всегда заполнит собой все щели.

Подаём иглой масло на кольца и ось крыльчатки, шприц в этом плане незаменим. При этом крыльчатку можно вращать периодически руками, тогда маслу легче будет проникать внутрь. Много лить масла не следует (достаточно 3-5 капель) так как всё лишнее всегда найдёт дырочку и в последствии будет собирать на себя пыль и обрастать мхом или же разлетаться с лопастей по всему системному блоку. Здесь конечно всё зависит от размеров вентилятора, большому нужно больше смазки, ну а маленькому соответственно меньше.

Затыкаем пробку. Если эту площадку для наклейки случайно залили маслом, то нужно протереть её растворителем или уайтспиритом, так как на масло эта наклейка больше не приклеится. Саму наклейку можно заменить скотчем, если старая пришла в негодность.

В принципе с профилактикой всё. Подключаем, проверяем, затем в зависимости от результатов испытаний, устанавливаем в корпус компьютера или блока питания. Или же выбрасываем его и идём в магазин за новым вентилятором, если при разборке окончательно ушатали свой старый вентилятор. Конструкции вентиляторов бывают разные, как на подшипниках скольжения, как в моём случае, так и на подшипниках качения (шарикоподшипник), но общий принцип разборки думаю у них схож.

Послесловие

Недавно попался в руки вот такой вентилятор Gembird диаметром 120мм. Привлёк он моё внимание надписью BALL на защитной наклейке, что переводится вроде как шар, мяч, клубок. После разборки, выяснилось что этот вентилятор собран как раз на шарикоподшипнике. Но его разборка практически ничем не отличается от разборки дешёвого вентилятора, который я разобрал чуть выше в этой теме.

Даже сам подшипник в этом вентиляторе, прекрасно разбирается булавкой. Нужно лишь аккуратно снять с помощью иглы, стопорное кольцо, затем можно извлечь боковую защитную стенку подшипника (пыльник). После чего можно спокойно заниматься профилактикой сепаратора и подшипника в целом, чистить, мыть, менять смазку. В данном случае, подшипник практически идеален, смазки много к тому же она светлая. Если же у вас подшипник сухой и грязный, да к тому же имеется износ (обоймы болтаются так, как будто бы шарики стали меньше), то лучше сменить такой подшипник на новый. Хотя проще а может и дешевле, купить уже новый вентилятор.

В процессе эксплуатации компьютера на его внутренних частях скапливается большое количество пыли. Несколько работающих вентиляторов (например, на процессоре, видеокарте) обеспечивают попадание пыли в самые труднодоступные места. Чтобы проверить состояние процессора, обновить термопасту или просто вычистить пыль, необходимо для начала снять вентилятор с процессора.

Вам понадобится

  • Компьютер, небольшая крестовая отвертка

Инструкция

  • В работе процессор потребляет много электрической энергии, она превращается в тепло, и процессор нагревается. Чтобы не допускать излишнего нагревания, процессор оснащается мощным радиатором. Радиатор состоит из множества тонких параллельных пластин и вентилятора, который прогоняет поток воздуха сквозь пластины. Поток воздуха охлаждает пластины, а значит, и процессор.
  • Чтобы почистить пыль на внутренней части радиатора или открыть доступ к процессору, необходимо снять вентилятор. Для этого отключите все внешние кабели и питание от системного блока компьютера. Положите системный блок на бок в достаточно освещенном месте, так с ним будет удобнее работать. Снимите боковую крышку с системного блока вашего компьютера. Обычно крышка держится на винтиках или защелках. Раскрутите винты и сдвиньте крышку назад. Она проедет по пазам каркаса и снимется.
  • Найдите вентилятор процессора. Стандартно в корпусе компьютера три вентилятора: в блоке питания, на видеокарте, на процессоре. До вентилятора блока питания добраться сложно. Не перепутайте вентилятор на видеокарте с вентилятором на процессоре. Видеокарта - почти всегда самая верхняя плата, которая торчит из разъема в материнской плате. Поэтому когда вы положите системный блок, центральный вентилятор будет располагаться горизонтально.
  • Определите тип крепления вентилятора. Определить его можно на внешний вид: либо это винты, либо крепление в виде защелки. Аккуратно раскрутите винты, если вентилятор крепится на них. Подберите подходящую к размерам шляпок винтов отвертку, чтобы не сорвать прорезь. Раскрутите винты, обычно их 4. Отстегните крепления в виде защелок, если вентилятор крепится на них. Поднимите одновременно два металлических или пластиковых рычага, если крепление устроено иначе. Аккуратно отделите вентилятор от радиатора.
  • Мощный процессор это комфорт и удобство при использовании компьютера. Случается так, что при покупке компьютера или ноутбука люди неверно выбирают CPU, который медленней, чем необходим для решения их задач. Случается это обычно из-за экономии и надежде на дальнейший апгрейд компьютера (когда деньги будут), или же просто из за недостатка знаний. Но даже если был куплен топовый CPU, то за несколько лет он успевает морально устареть, и производительности процессора уже не хватает для решения возлагаемых на него задач. В этом случае можно сделать upgrade компьютера: заменить процессор . В этой статье расскажем о том, как снять кулер и заменить процессор в обычном настольном компьютере (desktop системе). Такой upgrade ноутбука довольно сложен, а порой и вовсе невозможен. Даже если Ваша модель notebook’а позволяет такой апгрейд, то инструкцию по замене CPU именно для Вашей модели необходимо найти в сети.

    Процедура замены процессора в целом проста и незатейлива:
    0. Отключить питание от системного блока! Отключить от него все провода!
    1. Открыть системный блок;
    2. Снять кулер с CPU;
    3. Открыть socket с процессором;
    4. Заменить процессор;
    5. Закрыть socket;
    5. Нанести слой термопасты на новый процессор;
    6. Установить кулер.

    Как открыть системный блок : делается это обычно откручиванием нескольких винтов по периметру задней панели системника. Современные модели корпусов всё чаще используют винты с накатанной головкой, для выкручивания которых даже не требуется отвёртка. Не спешите выкручивать все винты! Скорее всего, имеется возможность снятия только одной боковой крышки, за которой открывается полный доступ ко всем компонентам системного блока. Для того, чтобы снять боковину (или весь кожух), необходимо чуть сместить их в направлении от передней/лицевой панели к задней стенке (буквально на 1 сантиметр). После чего снимаемый элемент легко отделится от шасси. Так, с корпусом справились… Положите его на бок, чтобы было удобней работать.

    Как снять кулер : на этом шаге возможно множество вариаций. Всё зависит от установленной модели кулера. Обычно способ демонтажа должен стать понятен после визуального смотра. Рекомендуем производить эти операции на достаточно свободном пространстве, где можно без помех повернуть весь корпус компьютера в более удобное положение.


    Если система оборудована Intel CPU и самым популярным стандартным решением для его охлаждения, то довольно просто. Надо повернуть 4 пластиковых штырька с плоской головкой по направлению, указанному стрелкой на их «шляпках», и слегка потянуть вверх. После этих манипуляций с каждым из штырьков можно , также аккуратно потянув его вверх.


    Если ваш системный блок оборудован AMD CPU и боксовым охладителем, то найдите на нём один или пару «рычагов» , которые необходимо «перекинуть» в другую сторону. После этого скоба, прижимающая радиатор, ослабнет и позволит «скинуть» её концы с зацепов на сокете (гнездо для CPU), после чего можно снять кулер с процессора .



    В случае, когда установлено нестандартное решение для охлаждения CPU, то, скорее всего, вам потребуется отвёртка, которой необходимо вывернуть несколько винтиков (обычно четыре), удерживающих радиатор на процессоре . Вполне возможно наличие дополнительной рамки с обратной стороны «материнки» для предотвращения изгиба последней. Примеры таких «нестандартных» креплений можете видеть на фото выше. В самых сложных случаях может возникнуть необходимость вынуть видеокарту или даже всю материнскую плату из корпуса, но это встречается достаточно редко. Такие системы обычно применяются энтузиастами, которые любят «баловаться» экстремальным разгоном процессоров и видеокарт. Так что, если Вы ни разу не снимали кулер и не относитесь к IT’энтузиастам, то на 90% Ваша система оборудована типовым решением по охлаждению CPU, и проблем со снятием возникнуть не должно.

    Дополнительно обратим внимание только на то, что между радиатором и процессором должен быть слой термопасты, которая могла уже засохнуть , в результате чего CPU и радиатор могут немного склеиться – в этом случае после откручивания (отстёгивания) кулера необходимо применить некоторое усилие при его снятии. Дополнительно можно попробовать чуток повернуть радиатор относительно процессора - так бывает легче отклеить кулер. Если термоинтерфейс не засох, то он очень пачкается – учтите этот момент и имейте под рукой тряпку или салфетки для рук.



    Как снять процессор : необходимо освободить его из сокета, путём поднятия рычага , прижимающего или сам процессор (Intel) или зажимающего его ножки в отверстиях с контактами (AMD). Будьте осторожны с извлечённым CPU – не следует ронять его. В случае падения CPU без ножек на мягкий пол ничего страшного произойти не должно – процессор сломаться не должен. В случае наличия ножек на нижней его стороне – они могут погнуться и Вам придётся их выпрямлять. Если же уронить процессор на кафельный или гранитный пол, то вполне вероятен скол подложки кристалла, содержащей сотни тончайших проводников. В последнем случае процессор можно выбросить – его уже не восстановить. В общем – будьте аккуратны !

    Новый мощный процессор устанавливается в сокет точно в той же ориентации, что и старый. Для Intel CPU обычно имеется пара «впадин» на торцах подложки CPU и соответствующие выступы в сокете. Процессоры AMD чаще всего имеют помеченный угол, который сверху обозначен белым треугольником и имеют скос на «рисунке» контактов нижней стороны. После правильного позиционирования CPU вставить его в разъём и зажать с помощью имеющегося рычажка.

    После того, как Вы заменили процессор , необходимо нанести на него тонкий слой термопасты (на поверхность, контактирующую с радиатором) и установить кулер . Учтите, что мощные процессоры обычно имеют значительное тепловыделение и должны охлаждаться соответствующим кулером во избежание перегрева и выхода из строя. Современные CPU, конечно, оснащены датчиками температуры и могут снижать своё энергопотребление (и нагрев), но это происходит за счёт снижения быстродействия… а Вы ведь заменяли процессор на более мощный для повышения скорости! Завершающим этапом не забудьте подключить питание кулера к соответствующему разъёму на материнской плате (CPU_Fan ), закрыть корпус системного блока и завернуть на место винтики, открученные на первом шаге.

    Taskmanager на 8-процессорном сервере с Intel Xeon E7-2870.

    Недавно мы рассказывали про самый быстрый процессор для desktop систем: . Его установка в сокет на материнской плате вполне может быть выполнена по инструкции, приведённой выше. Учтите, что мощные CPU выделяют много тепла, так что лучше приобрести для такого «монстра» хороший кулер, который будет более производительным, чем штатный / боксовый. Этим вы обезопасите новый мощный процессор от перегрева и избавите себя от надоедливого шума высокооборотистого вентилятора штатной системы охлаждения.

    Рассказать друзьям